Дніпропетровський козацький Округ
Азово-Чорноморського козацького війська
Українського козацтва
Погода
Мюню сайта
Категории раздела
Всеукраинское Казацкое войско
История казачества
Вера Православная
Полезно знать
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Казачество » История казачества

Устав строевой казачей службы.
                                                               ГЛАВА III.
                                                           Одиночная ѣзда.
                                                                                Аллюры.
§ 27. У казаковъ должны быть употребляемы слѣдующiе аллюры:
1) Шагъ скоростью отъ 5 до 6 верстъ въ часъ (1 верста въ 12-10 минутъ).
2) Рысь, скоростью12 верстъ въ часъ (1 верста въ 5 минутъ).
3) Намётъ, скоростью 16 верстъ въ часъ (1 верста въ 33/4 минуты).
Примечанiе. При движенiи наметомъ, лошадей тѣхъ породъ, которымъ легче бѣжать рысью,- не слѣдуетъ принуждать къ намету.
4) Широкiй наметъ, скоростью 20 верстъ въ часъ ( 1 верста въ 3 минуты).
5) Карьеръ – самый быстрый скачь лошади.
 
§ 28. Для опрѣделенiя аллюра, употребляются команды: шагомъ, рысью, наметомъ, широкимъ наметомъ, и въ карьеръ, или МАРШЪ - МАРШЪ.
Примечанiе. Сигналу № 15 (галопъ) соотвѣтствуетъ наметъ, а сигналу № 16 (полевой галопъ) соотвѣтствуетъ широкiй наметъ.
Казачьи части, входящiя въ составъ кавалерiйскихъ дивизiй, или дѣйствующiя совмѣстно съ драгунскими частями, при движенiи послѣднихъ полевымъ галопомъ, должны доводить широкiй наметъ до размѣра полеваго галопа, установленнаго I частью устава строевой кавалерiйской службы, т.е. до скорости 24 верстъ въ часъ (1 верста въ 21/2 минуты).
 
§ 29. Для движенiя съ мѣста каким либо аллюромъ, къ командѣ, опредѣляющей аллюръ, присоединяется команда – МАРШЪ, по которой и дѣлается исполненiе. Тоже самое наблюдается на ходу, при переходѣ изъ меньшаго аллюра въ большiй, но для перехода из большаго въ меньшiй аллюръ МАРШЪ не командуется, а произносится только протяжно команда, означающая новый аллюръ.
 
§ 30. При всѣхъ движенiяхъ впередъ казакъ долженъ смотрѣть прямо передъ собою. При поворотахъ же – смотрѣть въ сторону поворота и въ ту же сторону уклонить туловище.
                                                Движенiя и повороты на ходу.
                                                                            Ѣзда шагомъ
§ 31. Движенiе впередъ шагомъ опредѣляется командою: шагомъ – МАРШЪ. По этой командѣ казакъ приводитъ лошадь въ движенiе по правиламъ, даннымъ въ § 20. Кромѣ правильной посадки должно наблюдать, чтобы лошадь не уклонялась ни в какую сторону; а если это случилось, то чтобы заставить ее взять прежнее направленiе, казакъ долженъ подать руку съ поводьями въ ту сторону, къ которой слѣдуетъ направить лошадь, а ногою толкнуть съ противной стороны, напримѣръ: если лошадь уклоняется вправо, то должно руку съ поводьями подать влѣво и толкнуть лошадь правою ногою.
 
§ 32. Чтобы остановить ѣзду, подается команда – СТОЙ. По этой командѣ казакъ останавливаетъ лошадь по правиламъ, даннымъ въ § 21; при этомъ онъ не долженъ дергать поводьями, а натягивать ихъ соразмѣрно чувствительности рта лошади и нажимая ее ногами, чтобы не растянулась, но осаживала и не откидывала зада въ сторону, но остановилась-бы въ томъ направленiи, по которому шла.
 
§ 33. Для поворота направо и налѣво на ходу, подаются тѣ же команды, какъ для поворотовъ на мѣстѣ. По командѣ – МАРШЪ, казакъ исполняетъ такимъ образомъ, чтобы лошадь, не измѣняя скорости хода, плавно повернулась въ указанную сторону, а по командѣ– ПРЯМО, подаваемой съ окончанiем поворота, она слѣдовала бы по новому направленiю.
 
§ 34. Повороты на ходъ могутъ быть исполняемы посредством заѣзда правым или лѣвым плечом въ требуемомъ направленiи по слѣдующимъ командамъ:
1) Правое или лѣвое плечо, или правое или лѣвое плечо кругомъ.
2) МАРШЪ.
По этой командѣ заѣздъ дѣлается въ сторону, опредѣляемую командою, по правиламъ, даннымъ для поворота на ходу (§ 33), съ тою разницею, что лошадь исполняетъ поворот менѣе крутой. По окончанiи заѣзда, подается команда – ПРЯМО.
 
§ 35. Полуоборотъ есть половина поворота направо или налѣво. Для полуоборотовъ направо или налѣво на ходу подаются команды:
1) Полуоборотъ направо (или полуоборотъ налѣво).
2) МАРШЪ. По второй командѣ казакъ поворачиваетъ лошадь въ назначенную сторону и продолжаетъ движенiе, не измѣняя хода, по новому направленiю.
 
§ 36. Для поворота кругомъ во время движенiя, подается команда:
1) Направо кругомъ (или налѣво кругомъ).
2) МАРШЪ.
По второй командѣ казакъ останавливаетъ лошадь как бы по командѣ СТОЙ. Остановивъ ее, онъ исполняетъ на мѣстѣопредѣленный командою поворотъ (§ 26) и остается неподвижно, пока не будетъ подана команда – ПРЯМО. По этой командѣ подается впередъ тѣмъ же аллюромъ, которымъ шелъ до поворота.
                                                      Вольтъ (маяченье).
§ 37. Вольтомъ называется круговое движенiе, въ один или нѣсколько оборотовъ полнаго круга, поперечникъ которого от 6-ти до 9-ти шаговъ; такими же кругами казакъ и «маячитъ».
 
§ 38. Для исполненiя вольта командуется: вольтъ направо (вольтъ налѣво) – МАРШЪ. По послѣдней командѣ казакъ, подавая поводья и слегка уклоняясь туловищемъ во внутрь круга, дѣлаетъ его произвольною или указанною скоростью.
                                                     Движенiе направо или налѣво назадъ.
§ 39. Для того, чтобы казакъ повернулъ направо или налѣво назадъ, командуется: направо назадъ или налѣво назадъ – МАРШЪ. По этой командѣ казакъ описываетъ сначала половину вольта, по правиламъ, даннымъ въ предыдущемъ параграфѣ, а по исполненiи этого, идетъ полуоборотомъ къ направленiю, по которому шелъ ранѣе, и дойдя до него, слѣдуетъ въ новомъ направленiи.
                                                                                    Осаживанiе.
§ 40. Для того, чтобы осадить лошадь, командуется:
1) Назадъ равняйсь.
2) МАРШЪ.
По этой командѣ казакъ, подавая туловище слегка назадъ, ослабляетъ нѣсколько нажатiе ногъ на бока лошади, но не перестаетъ поддерживать ее ими и натягивать поводья настолько, чтобы лошадь не спѣша начала осаживать. Если лошадь станетъ откидывать задъ въ сторону и измѣнитъ прямое направленiе, то слѣдуетъ толкнуть ногою съ той стороны, куда она уклоняется. При осаживанiи казаку въ особенности необходимо знать, что онъ долженъ дѣйствовать поводьями мягко, спокойно и безъ дерганья, по временамъ отдавая поводъ. По затруднительности для лошади осаживанiя, его не слѣдуетъ дѣлать более 6-ти шаговъ.
 
§ 41. Когда лошадь осадила насколько нужно, подается команда: СТОЙ, или – ПРЯМО. По первой командѣ казакъ отдаетъ слегка поводья и становится смирно, а по второй он, кромѣ того еще даетъ толчокъ лошади обѣими ногами и двигается впередъ.
                                                              Ѣзда рысью.
§ 42. При первоначальномъ обученiи, должно переводить лошадь из шага въ рысь, а потомъ уже трогать рысью съ мѣста. Для чего подаются команды:
1) Рысью.
2) МАРШЪ.
 
§ 43. Для перехода изъ шага въ рысь, казакъ, ослабляя нѣсколько поводья, нажимаетъ лошадь ногами или даетъ ей легкiй толчекъ; для движенiя съ мѣста поступаетъ, какъ сказано въ § 20. При движенiи рысью, казакъ долженъ сохранять правильную посадку, согласно § 17. Относительно лошади вниманiе казака должно быть обращено на спокойное и ровное движенiе.
 
§ 44. Чтобы перейти изъ рыси въ шаг, подается команда: ШАГОМЪ. По этой командѣ казакъ подаетъ нѣсколько туловище назадъ, слегка нажимаетъ лошадь ногами и вмѣстѣ съ тѣмъ натягиваетъ поводья на себя настолько, чтобы она перешла въ шаг; по исполненiи лошадью трубуемаго, казакъ ослабляет поводья и принимаетъ правильную посадку.
 
§ 45. Чтобы остановить лошадь на рыси, подается команда: СТОЙ. По этой командѣ всадникъ руководствуется правилами, данными въ предыдущем § для перехода изъ рыси въ шагъ, съ тою разницею, что при остановкѣ на рыси поводья слѣдуетъ натянуть нѣсколько туже и отдать ихъ, когда лошадь остановится, отнюдь не позволяя ей осаживать.
 
§ 46. Повороты и заѣзды на рыси дѣлаются по тѣмъ же правиламъ, какъ и на шагу, съ тою только разницею, что на рыси тяжесть тѣла подается въ сторону поворота больше, чѣмъ на шагу.
                                                           Ѣзда наметомъ.
§ 47. При обученiи ѣздѣ наметомъ, сначала переходитъ въ наметъ съ шага или рыси, а затѣмъ уже съ мѣста.
 
§ 48. Для движенiя наметомъ подается команда:
1) Наметомъ или широкимъ наметомъ.
2) МАРШЪ.
По этой командѣ казакъ сначала натягиваетъ поводъ и плотнѣе сжимает лошадь въ сѣдлѣ, чтобы подготовить ее; затѣмъ, отдавъ поводъ, онъ сильнымъ и рѣзкимъ толчкомъ ногъ выпускаетъ лошадь впередъ. Если лошадь переходитъ не сразу въ намет, то казакъ долженъ перевести ее въ этотъ аллюръ на нѣкоторомъ разстоянiи, предоставивъ ей сначала идти рысью, при чемъ отнюдь не слѣдуетъ дергать и рвать поводьями, а дѣйствовать ими мягко, повторяя ударъ ногами, или, въ случаѣ необходимости, прибѣгая къ принужденiю нагайкою.
 
§ 49. Для перехода съ намета въ рысь, шагъ и для остановки, подаются команды:
РЫСЬЮ, ШАГОМЪ, СТОЙ.
По этим командамъ всадникъ исполняетъ тоже, что и на рыси, съ тою только разницею, что поводъ натягивается сильнѣе на себя, а корпусъ подается болѣе назадъ.
                                                                 Карьеръ.
§ 50. Для перехода въ карьер съ шага, рыси и намета, подаются команды:
1) В карьеръ.
2) МАРШЪ – МАРШЪ.
А съ мѣста:
1) Съ мѣста.
2) МАРШЪ – МАРШЪ.
По этой командѣ всадникъ призываетъ коня на поводъ, даетъ короткiй и сильный толчекъ обѣими ногами и одновременно съ этим быстро отдаетъ поводья, понуждая лошадь скакать во весь опоръ. Съ началомъ движенiя туловище подается впередъ, при чемъ слѣдуетъ плотнѣе охватить лошадь ногами, не отдѣляя колѣнъ и опираясь сильнѣе на стремена.
 
§ 51. Для перехода съ карьера въ наметъ, рысь или шагъ, подаются команды:
НАМЕТОМЪ, РЫСЬЮ, ШАГОМЪ.
По этим командамъ казакъ уклоняется въ сѣдлѣ назадъ, натягиваетъ поводья, сдерживая лошадь настолько, чтобы перевести ее въ требуемый аллюръ, а когда перешла, то слегка освобождаетъ поводья и ведетъ лошадь, имѣя постоянный легкiй упоръ на удило.
 
§ 52. Остановки на карьерѣ слѣдуетъ избѣгать, а переходить предварительно въ наметъ, рысь или шаг и затѣмъ уже останавливать, дабы крутымъ осаживанiем не портить лошадей; но когда встрѣчается надобность остановить прямо съ карьера, то по командѣ: СТОЙ, казакъ долженъ натянуть поводья настолько, чтобы лошадь остановилась на протяженiи 12 – 16 шаговъ. Въ этомъ случаѣ, еще больше чѣмъ въ другихъ, слѣдуетъ откинуться въ сѣдлѣ, углубиться въ немъ и обхватить лошадь ногами плотнѣе, чтобы поддержать ее и тѣмъ, облегчивъ ея передъ, дать ей возможность стать твердо. Остановивъ лошадь, отдать поводъ, не позволяя ей осаживать.
                                                                ГЛАВА IV.
                                                                          Ѣ з д а с м ѣ н о ю.
§ 53. Нѣсколько всадниковъ, сведенныхъ для совмѣстнаго обученiя, составляютъ смѣну.
Примѣчанiе. Для успѣха обученiя желательно, чтобы въ смѣнѣ было не болѣе 20 – 24 человѣкъ.
 
§ 54. Передъ тѣмъ, чтобы сѣсть на лощадей, всадники ставятъ ихъ одну возлѣ другой, стремя къ стремени, а сами становятся, какъ указано въ § 10. Такой порядокъ построенiя смѣны называется сомкнутымъ. Если же лошадей ставятъ на три шага и болѣе разстоянiя одна отъ другой, то такой порядокъ называется разомкнутымъ.
 
§ 55. Чтобы выравнять смѣну, командуется: РАВНЯЙСЬ; по этой командѣ всадники становятся передъ лошадьми, лицомъ къ послѣднимъ, и выравниваютъ ихъ. Всадники держатъ лошадей обѣими руками: правою за левый поводъ, а лѣвою – за правый, не выпуская изъ лѣвой руки концовъ поводьевъ или чумбура. При этомъ кисти рукъ должы быть на одной высотѣ, а локти не прижаты къ тѣлу. Выравнявъ лошадей, всадники выравниваются сами. По командѣ: СМИРНО, всадники становятся опять на свои мѣста.
 
§ 56. Для посадки на коней и слѣзанiя, сомкнутая смѣна разсчивается по два; для чего командуется: по два – РАЗСЧИТАЙСЬ. По предварительной командѣ вся смѣна поворачиваетъ головы направо, а первый номеръ – налѣво, а по исполнительной – первый номеръ произноситъ отрывисто: ПЕРВЫЙ, и ставитъ голову прямо; второй номеръ поворачиваетъ голову къ третьему и говоритъ:ВТОРОЙ, послѣ чего также ставитъ голову прямо; третiй произноситъ, какъ первый: ПЕРВЫЙ и т. д.
 
§ 57. По комадѣ: САДИСЬ, всѣ первые номера выводятъ лошадей впередъ на четыре шага, равняясь направо, останавливаются и садятся.
 
§ 58. По комадѣ: РАВНЯЙСЬ, вторые номера въѣзжаютъ въ промежутки между первыми и смѣна выравнивается на право такъ, чтобы каждый всадникъ видѣлъ грудь третьяго отъ себя человѣка. По командѣ: СМИРНО, всадники ставятъ головы прямо.
 
§ 59. Слѣзанiе смѣной производится примѣнительно къ выше изложенному, по командамъ: СЛѢЗАЙ, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО.
 
§ 60. Въ разомкнутой смѣнѣ всадники садятся и слѣзаютъ каждый на своемъ мѣстѣ.
 
§ 61. Для того, чтобы вытянуть смѣну справа по одному, командуется: справа по одному, на столько-то лошадей дистанцiи, аллюръ – МАРШЪ. По послѣдней командѣ, первый номеръ выходитъ прямо передъ собою назначеннымъ аллюром; второй номеръ, когда откроется указанная дистанцiя, выходитъ полуоборотомъ въ затылокъ первому; прочiе номера, каждый по мѣрѣ открытiя дистанцiи, поворачиваютъ направо, доходятъ до мѣста, гдѣ стоялъ первый номеръ, поворачиваютъ налѣво и идутъ по его слѣдамъ. Примѣчанiе. Дистанцiей называется разстоянiе отъ заднихъ ногъ впереди идущей лошади до переднихъ ногъ слѣдующей за нею.
 
§ 62.Движенiе слѣва по одному исполняется по тѣмъ же правиламъ, но въ обратномъ порядкѣ.
 
§ 63. При вытягиванiи смѣны по одному, и вообще при первомъ прохожденiи мимо начальника, всадники, не доѣзжая до начальника на три шага, должны смотрѣть на него, постепенно поворачивая головы въ его сторону. Миновавъ начальника, всадники ставятъ головы прямо и затѣмъ уже во все время ѣзды головъ къ начальнику не поворачиваютъ.
 
§ 64. При ѣздѣ смѣною, должно соблюдать вѣрность размѣра аллюровъ и правильное сохраненiе надлежащихъ дистанцiй.
 
§ 65. Первымъ и послѣднимъ номерами смѣны должно назначать лучшихъ ѣздоковъ, на вѣрных лошадяхъ.
 
§ 66. Команды, подаваемыя смѣнѣ, должны быть исполняемы всадниками одновременно и непосредственно по исполнительной командѣ, при чемъ всадники снаравливаются по впереди идущимъ.
 
§ 67.При ѣздѣ смѣною, подаются тѣ же команды, что и при одиночной ѣздѣ, но для остановки, передъ командой: СТОЙ, следуетъ подавать предварительную команду: смѣна.
 
§ 68. Повороты правымъ или лѣвымъ плечомъ впередъ исполняются всегда по головному номеру; повороты же на ходу на 1/8 часть круга, а также направо и налѣво назадъ, выполняются по головному номеру только въ томъ случаѣ, если прибавлена команда: по головному номеру. Во всѣхъ этихъ случаяхъ исполненiе дѣлается всѣми всадниками послѣдовательно и на томъ же самомъ мѣстѣ, гдѣ началъ исполненiе головной номеръ.
 
§ 69. При исполненiи вольта, каждый всадникъ равняетъся въ сторону впереди идущихъ, т. е. при вольтѣ направо – первую половину вольта равняется налѣво, а вторую – направо; при вольтѣ же налѣво – обратно.
 
§ 70. Для того, чтобы смѣна, идущая на дистанцiи, сомкнулась, слѣдуетъ командовать: сомкнись на хвостъ – МАРШЪ. По этой командѣ головной всадикъ продолжаетъ движенiе прежнимъ аллюромъ, прочiе же удвоеннымъ аллюромъ смыкаются а шагъ дистанцiи.
 
§ 71. Для того, чтобы сомкнувшаяся на хвостъ смѣна разомкнулась, слѣдуетъ командывать: справа или слѣва по одному, на столько-то лошадей дистанцiи, аллюръ – МАРШЪ. По послѣдней командѣ головной номеръ идетъ удвоеннымъ аллюромъ, а прочiе, по мѣрѣ открытiя дистанцiи, слѣдуютъ за нимъ удвоеннымъ же аллюромъ.
 
§ 72. По командѣ: врознь – МАРШЪ, всѣ всадники смѣны разъѣзжаются и ѣздятъ въ произвольномъ направленiи тѣмъ аллюромъ, которымъ шла смѣна. При встрѣчахъ другъ съ другомъ, всадники должны держаться своей лѣвой руки, пропуская встрѣчнаго по свою правую сторону.
 
§ 73. Чтобы вытянуть по одному смѣну, ѣздящую врознь, командуется: справа или слѣва по одному, на столько-то лошадей дистанцiи, аллюръ – МАРШЪ. По этой командѣ первый или последний номеръ начинаетъ движенiе, а прочiе – кратчайшимъ путемъ вытягиваются по одному въ первоначальномъ порядкѣ.
 
§ 74. Для того, чтобы построить смѣну, вытянутую справа (слѣва) по одному, командуется: первый (послѣднй) номеръ лѣвое
(правое) плечо впередъ, смѣна стройся влѣво (вправо) – МАРШЪ. ……………….командѣ первый (послѣднiй) номеръ дѣлаетъ поворотъ въ указанную сторону и подавшись на двѣ лошади впередъ, останавливается; прочiе же продолжаютъ движенiе и дѣлаютъ поворотъ противъ тѣхъ мѣстъ , которыя имъ слѣдуетъ занять въ строющейся смѣнѣ, при чемъ каждый всадникъ, подходя къ хвосту лошади впереди стоящаго всадника, на шагу дѣлаетъ полуодержку, а на прочихъ аллюрахъ переводитъ лошадь въ шагъ и плавно въѣзжаетъ въ свое мѣсто, равняясь въ сторону перваго (послѣдняго) номера. Послѣ остановки, всадникъ ставитъ голову прямо.
 
§ 75. Для построенiя фронтомъ направо смѣны, вытянутой справо по одному, какъ съ мѣста, такъ и на ходу, подается команда:
1) Смѣна направо.
2) МАРШЪ.
3) Направо (налѣво или къ середине) сомкнись.
4) МАРШЪ.
По второй командѣ всѣ всадники одновременно дѣлаютъ поворотъ направо. По четвертой командѣ, если построенiе дѣлается на мѣстѣ, фланговый всадникъ (или среднiй всадникъ въ смѣнѣ) подается на двѣлошади впередъ и останавливается; остальные всадники по этой командѣ смыкаются къ нему. При исполненiи этого построенiя на ходу, всѣ всадники, послѣ поворота смѣны, продолжаютъ идти, каждый прямо противъ себя, тѣмъ же аллюромъ, которымъ смѣна шла раньше. По 4-й же командѣ фланговый всадникъ (или среднiй всадникъ въ смѣнѣ) идетъ прямо тѣмъ же аллюромъ, а прочiе смыкаются къ нему, двигаясь полуоборотомъ, аллюромъ удвоеннымъ.
 
§ 76. Для построенiя фронта налѣво смѣны, вытянутой справа по одному, какъ съ мѣста, такъ и на ходу, подается команда:
1) Смѣна налѣво.
2) МАРШЪ.
3) Направо (налѣво или къ серединѣ) сомкнись.
4) МАРШЪ. По этимъ командамъ всадники исполняютъ указанное въ предыдущемъ параграфѣ.
 
§ 77. По тѣмъ же правиламъ строятся фронтомъ налѣво и направо смѣна, вытянутая слѣва по одному.
 
§ 78. Для построенiя фронтомъ назадъ смѣны, вытянутой справа по одному, какъ съ мѣста, такъ и на ходу, подается команда:
1) Смѣна налѣво кругомъ (или направо кругомъ).
2) МАРШЪ.
3) Строй фронтъ.
4) МАРШЪ.
По второй командѣ всѣ всадники дѣлаютъ поворотъ кругомъ, а по четвертой фронтъ смѣны выстраивается согласно правилъ, указанныхъ для построенiя фронта.
 
§ 79. По тѣмъ же правиламъ смѣна строится разомкнуто, но къ командѣ: стройся вправо (стройся влѣво), добавляется: разомкнуто.
 
§ 80. Размыканiе и смыканiе смѣны исполняется только на ходу при движенiи фронта впередъ. Размыканiе можетъ производиться отъ одного изъ фланговъ или отъ середины; также точно смыкаться можно или къ флангу, или къ серединѣ.
 
§ 81. Чтобы разомкнуть смѣну на ходу, подается команда:
1) Налѣво (направо или отъ середины) на столько-то шаговъ разомкнись.
2) Аллюръ.
3) МАРШЪ.
По 3-й командѣ правофланговый (лѣвофланговфый или среднiй) всадникъ смѣны продолжаетъ идти прямо, а остальные удвоеннымъ аллюромъ двигаются полуоборотом въ указанную сторону (при размыканiи отъ середины, всѣ всадники, стоящiе по правую сторону средняго, двигаются въ полъ-оборота направо, всѣ стоящiе лѣвѣе его – въ полъ-оборота налѣво); при размыканiи налѣво, каждый всадникъ поворачиваетъ свою лошадь во фронтъ, когда он отойдетъ отъ своего сосѣда съ правой стороны на назначенный интервалъ; при размыканiи направо, онъ беретъ интервалъ отъ своего лѣваго сосѣда; при размыканiи же отъ середины – интервалъ берется отъ всадниковъ, ближайшихъ къ середине. Повернувшись во фронтъ, каждый всадникъ, если не послѣдуетъ особой команды, равняется на тотъ флангъ, отъ котораго было произведено размыканiе, а если смена была разомкнута отъ середины, то на середину.
 
§ 82. Чтобы сомкнуть смѣну на ходу, подается команда: 1) Направо, налѣво или къ серединѣ сомкнись. 2) Аллюръ. 3) МАРШЪ. По этой командѣ всадники смыкаются согласно § 81, затѣмъ равняются въ ту сторону, куда смыкались.
                                                                                    ГЛАВА V.
                                                                   Прыганье черезъ препятствiя.
§ 83. Къ препятствiю лошадь должна быть подведена въ прямомъ направленiи. Если бы лошадь замялась передъ препятствiем, то всадникъ дѣйствiемъ ногъ, а если нужно, то и нагайкой, долженъ заставить ее идти на препятствiе.
 
§ 84. Передъ самымъ прыжкомъ черезъ барьеръ слѣдуетъ отдать поводъ лошади и сохраняя правильную посадку, сильнѣе прижать къ сѣдлу ляжки и въ особенности колѣна; всадникъ не долженъ во время прыжка отдѣляться отъ сѣдла, чтобы не опуститься потомъ толчкомъ въ спину лошади. Во время прыжка всадникъ долженъ нѣсколько откинуться въ сѣдлѣ назадъ и быть готовымъ поддержать лошадь поводомъ. Когда лошадь перепрыгнетъ, то надо спокойно, не цукая, поддержать ее поводомъ и продолжать движенiе тѣмъ же аллюромъ, которымъ она шла до препятствiя.
 
§ 85. Передъ прыжкомъ черезъ канаву, всадникъ исполняетъ вск указанное въ предыдущихъ двухъ параграфахъ; но перепрыгивая, не уклоняетъ туловища назадъ. Если бы лошадь послѣ прыжка попала задними ногами въ канаву, то податься въ сѣдлѣ впередъ, чтобы облегчить задъ лошади. Лучший аллюръ для прыжковъ черезъ барьеры – наметъ, а черезъ канавы – карьеръ.
 
§ 86. Для упражненiй въ прыганiи черезъ препятствiя слѣдуетъ имѣть:
                                                        1) Соломенный барьеръ.
Барьеръ этотъ долженъ быть устроенъ на стойкахъ такъ, чтобы отъ толчка лошади, зацѣпившей его при прыжкѣ, онъ падалъ свободно на землю.
 
                                                                      2) Хворостяной барьер.
Стойки и раму этого барьера должно окрашивать въ яркiй цвѣтъ.
3) Ровъ.
4) Валъ.
                                                                                  ГЛАВА VI.
                                                                           П о л е в а я ѣз д а.
§ 87. Для выработки смѣлаго и смѣтливаго одиночнаго наѣздника, не боящегося мѣстныхъ преградъ, необходимо упражняться въ полевой ѣздѣ.
 
§ 88. Ѣзду на различной мѣстности (по дорогам и безъ дорогъ), съ примѣненiемъ къ ея разнообразiямъ, именуютъ полевою ѣздою.
 
§ 89. Полевая ѣзда состоитъ въ ѣздѣ различными аллюрами на пересѣченной и разнообразной мѣстности, всѣ преграды которой всадникъ долженъ брать прыжкомъ; если же это на по силамъ лошади, то всадникъ долженъ быстро находить находить другой способъ для преодолѣнiя ихъ.
 
§ 90. Для первыхъ занятiй мѣстность не должна быть весьма трудная для ѣзды, и аллюры не должны быть весьма быстрые. Для послѣдующихъ занятiй, по возможности, выбирается мѣстность болѣе разнообразная, представлябщая большее число преградъ (при различной погодѣ и грунтѣ).
 
§ 91. Ппи занятияхъ полевой ѣздой, не требовать одновременнаго и строго однообразнаго исполненiя.
 
§ 92. Умѣнье въ полевой ѣздѣ состоитъ въ способности:
1) Проходить быстро значительное разстоянiе, съ сохраненiемъ силъ и свѣжести какъ сѣдока, такъ и лошади.
2) Примѣнять движенiе къ свойству проходимыхъ мѣстностей, какъ-то: лесныхъ, болотистыхъ, гористыхъ, пахотныхъ полей, мочежинъ, къ переправамъ вплавь и т. п., и имѣть сноровку проходить по мѣстамъ, повидимому непроходимымъ, но въ дѣйствительности доступнымъ.
3) Пользоваться мѣстностью, какъ закрытiемъ для скрытныхъ движенiй.
4) Знать сноровки ночной ѣзды по знакомой и незнакомой мѣстности.
 
§ 93. Отличнымъ средствомъ для изученiя полевой ѣзды можетъ служить конная охота за звѣремъ; а при невозможности настоящей охоты, полезно замѣнять ее охотой по искусственному слѣду.
 
§ 94. Подробнаго руководства для обученiя всѣмъ видамъ полевой ѣзды дать невозможно, а потому уставъ указываетъ лишь цѣль занятий и некоторые прiемы полевой ѣзды. Умѣнiе же вести эти занятия вырабатывается самимъ дѣломъ и влеченiемъ къ нему.
 
§ 95. Для сохраненiя лошади при ѣздѣ на большiя разстоянiя, всадникъ долженъ:
1) Начиная свое движенiе, по возможности не менѣе версты пройти шагомъ.
2) Идти перемѣнными аллюрами, опредѣляя продолжительность разсчетомъ времени для каждой скорости въ зависимости отъ свойствъ мѣстности.
3) Дѣлать привалы: первый малый – отъ 5 до 10 минут – послѣ перваго часа движенiя; слѣдующiе – въ зависимости отъ надобности. При значительномъ переходѣ – большой привалъ на половинѣ перехода. Продолжительность его опредѣляется величиною и трудностью перехода. Если эти условiя неизвѣстны, то послѣ 4-5 часовъ движенiя дѣлать большой привалъ на 2-3 часа времеи.
4) Какъ передъ большимъ приваломъ, такъ и передъ окончанiемъ перехода слѣдуетъ проходить версту шагомъ и версту въ поводу.
 
§ 96. Для движенiя со скоростью 8 верстъ въ часъ, не считая приваловъ, аллюры слѣдуетъ чередовать так: 1 верста шагомъ (10 минутъ), 1 верста рысью (5 минутъ), 1 верста шагомъ, 1 верста рысью и т.д. Для движенiя со скоростью 9 верстъ въ часъ: 1 верста шагомъ (10 минутъ), 2 версты рысью (10 минутъ), 1 верста шагомъ, 2 версты рысью и т.д. Для движенiя 10 верстъ въ часъ: ½ версты шагомъ (5 минутъ), 2 версты рысью (10 минутъ), ½ версты шагомъ, 2 версты рысью и т.д.
 
§ 97. При слѣдованiи по шоссейнымъ и вообще твердымъ дорогамъ, должно двигаться преимущественно по обочинамъ.
 
§ 98. Крутые и длинные спуски и подъемы, по возможности, проходить шагомъ; при движенiи по нимъ безъ дорогъ, слѣдуетъ вести лошадь наискось крутизны. При спускѣ, всадникъ долженъ отвалиться въ сѣдлѣ назадъ, упереться на стремена и отдать поводъ лошади настолько, чтобы она могла вытянуть шею; при подъемѣ, отдавъ поводъ лошади, онъ долженъ взяться за гриву, приподняться на стремена и стоять на нихъ, подавшись впередъ.
 
§ 99. При ѣздѣ по пахоти, кочковатой, покрытой кустарникомъ мѣстности и вообще по неровному грунту, слѣдуетъ, всматриваясь между ушами въ проходимое пространство, поддерживать лошадь ногами и управлять поводомъ настолько, чтобы онъ былъ наготовѣмгновенно помочь спотыкнувшейся лошади.
 
§ 100. При ѣздѣ по топкому мѣсту, слѣдуетъ выбирая наилучшiй переѣздъ, вести лошадь преимущественно шагомъ, стараясь сноровкою въ посадкѣ облегчить лошадь, какъ-то взявшись за гриву, поднявшись на стремена, подавъ, гдѣ нужно, туловище впередъ или назадъ.
 
§ 101. При ѣздѣ по гололедице и скользкому грунту, надо быть особенно внимательнымъ къ чувству повода, избѣгать крутыхъ поворотовъ и вести лошадь въ постоянномъ охватѣ ногъ.
 
§ 102. Для сбереженiя лошади, надо не всегда непремѣнно перепрыгивать преграды, но, гдѣ возможно, переводить ее черезъ нихъ шагомъ; канавы и валы слѣдуетъ переходить поперекъ, а не наискось.                  
                                                                                   Плаванiе.
§ 103. При переправѣ вплавь, всадникъ долженъ въѣхать въ воду и направивъ лошадь, отдать ей поводъ и взяться за гриву не выше двухъ ладоней отъ холки. Когда лошадь потеряетъ дно, всадникъ сваливается въ воду съ верховой стороны (откуда теченiе) и плыветъ рядомъ съ лошадью. При теченiи справа, всадникъ держится за гриву лѣвой рукой, а правой, когда нужно, управляетъ лошадью посредствомъ повода. При теченiи с лѣвой стороны, онъ поступаетъ обратно. Когда у противоположнаго берега лошадь вступитъ на дно, всадникъ снова садится верхомъ. При переправѣ съ сѣдломъ, слѣдуетъ разстегнуть скашевку, поднять стремена по путлищу и нѣсколько освободить подпруги.
Категория: История казачества | Добавил: Kozak (28.01.2012)
Просмотров: 1035 | Теги: Плавание, трвдиции казачества, Устав строевой казачей службы, казачий устав, история казачества, Аллюр
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Поиск
Калькулятор
Курс валют
Ссылка на наш сайт
Код:
<script type="text/javascript"
src="//dneprvkv.at.ua/
informer/1-1"></script>
Copyright MyCorp © 2024