Дніпропетровський козацький Округ
Азово-Чорноморського козацького війська
Українського козацтва
Погода
Мюню сайта
Категории раздела
Всеукраинское Казацкое войско
История казачества
Вера Православная
Полезно знать
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Казачество » Полезно знать

Церковные традиции казачества.
                                              Церковные традиции казачества.
 
      Несмотря на полную веротерпимость казаков, несмотря на постулат «каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней.
      Веками вырабатываемое народное казачье сознание опиралось в своих духовных поисках на православные каноны, тем же путем шли казачьи «законоучители» - всемирно признанные философы, такие как Григорий Сковорода.
      По мнению казака, главная ценность, которую он получает от Бога вместе с жизнью, - воля. Но воля понималась не как свобода от законов, а как свобода выбора. Добровольно избрав свой путь, да еще присягнув, казак никогда с этого пути не сворачивал и присяге не изменял. Самой страшной изменой считалась измена вере. Еще в двадцатых годах на Кубани можно было видеть, как старики в воскресный день ложились на землю у входа в церковь, и вся станица через них перешагивала. Это были «охряны» - казаки, в турецком плену принявшие ислам. До конца своих дней они не могли входить в храм, но за покаяние казаки хоронили их на общем кладбище. Считалось, что и в Царствии Божьем они будут со своим народом.
      Воля понималась и как свобода от мирских соблазнов, первый из которых – богатство и его сатанинское воплощение – деньги. Разбогатевший казак в базарный день шел на ярмарку, сбрасывал свою пригнанную для боя, обязательно чистую одежду и покупал самое дорогое платье. Нарядившись, нанимал музыкантов, которые сопровождали его целый день, а казак «гулял», то есть ходил по ярмарке, угощал всех вином и лакомствами, покупал детям игрушки, старикам обновки. Наконец, истратив все деньги, выбрасывал оставшуюся мелочь «на драку» и садился в своем роскошном платье в бочку с дегтем в знак презрения к земной красоте. Затем облачался в свою обычную одежду и уезжал в степь. Таких казаков не только никто не осуждал, но ими гордились и приводили в пример детям. Казак считал себя защитником Веры Христовой, в широком смысле – защитником справедливости. При этом не имело значения, где происходит сражение и кого казак защищает.
       Уделом справедливости считалась Родина, но не географическая, хотя границы ее должны быть неприкосновенны, а духовная – оплот Православия. Эту Родину казак защищал в любой точке мира. Свою жизнь казак понимал как служение Богу (в нем видел основу всей жизни, справедливости и любви) оружием, воинским мастерством. Служение же от работы отличалось тем, что служат на пределе возможного, получая за это жалованье, то есть, сколько дадут, в основном «для исправности», чтобы казак мог поддерживать свою боеготовность. Идея воинского служения в церкви воплощалась в том, что у казаков было принято входить в храм с холодным оружием и во время чтения Евангелия чуть обнажать клинок или класть руку на рукоять сабли, «чтобы сталь слушала». Совершенно неисследованной областью являются существовавшие у казаков воинские братства, каждое из которых, по сути, представляло собою рыцарский орден. Вступая в него, казак давал обет безбрачия, нестяжания, целомудрия и самопожертвования.
        Состарившись (до XIII века казаки служили бессрочно), казак достойным завершением жизни считал монашество, но и в монахи шел по – казачьи. Все имущество он делил между товарищами, делал большой вклад в церковь и в воскресный день с двумя штофами вина в руках, танцуя вприсядку, шел через майдан в храм или монастырь, где принимал постриг. Понятие «перейти майдан» означало прожить земную жизнь. Еще совсем недавно казаки – старики по выходе «вчистую» хоть и жили дома, но вели полумонашеский образ жизни, отдавая остаток жизни станичному обществу и молитве. Настранствовавшись в молодости, теперь станицу они не покидали никогда, целыми днями просиживая на «скамье стариков» у церковной ограды, являясь как бы стражами и совестью станицы.
         Основная масса казачества веровала Богу, не мудрствуя лукаво, соблюдая все церковные установления. Разумеется, в каждом казачьем полку были свой священник и своя походная церковь, которую берегли, как знамя.
         Кстати, знамена и иные реликвии сохранялись в храмах. Храмы – от главного войскового до часовни в затерянном среди степей хуторе – были органичной частью повседневной казачьей жизни. Церковь никогда не стояла вне интересов станичного или хуторского общества, что и отражалось в характерных для казачества обычаях. Так, после объявления о войне двери всех казачьих храмов не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, причем по ночам молитвы читались стариками и «старцами» - особым родом нищенствующих, ведших полумонашеский образ жизни при церквях, инвалидами – казаками. Особо отмечалось, что после возвращения с войны казаки обязательно делали «вклады» - на колокола, церковную утварь, дорогие оклады на иконы и священные книги, строили новые соборы и церкви. Вера в то, что Господь всегда рядом, постоянно оберегает и хранит воина, никогда не оставляла казаков.
        И твердая вера в то, что убитый за правое дело, за слабых и обиженных, за Веру Христову казак сразу идет в рай, что «смерть за други своя» освобождает его от всех грехов, делала его бесстрашным в любом бою.
Категория: Полезно знать | Добавил: Kozak (11.01.2012)
Просмотров: 2455
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Поиск
Калькулятор
Курс валют
Ссылка на наш сайт
Код:
<script type="text/javascript"
src="//dneprvkv.at.ua/
informer/1-1"></script>
Copyright MyCorp © 2024